Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, в рамках которой в специально организованных условиях решаются образовательные задачи и задачи социализации ребёнка, а также осуществляется психологическое развитие личности обучающегося. Образовательная среда современной школы должна способствовать сохранению здоровья, благополучия ребёнка и максимальной реализации его возможностей.
В современном социуме появились новые агенты социализации и новые социально-психологические факторы влияния на становление человека. Всё чаще актуализируются вопросы психологического насилия, воздействия информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, других факторов, порождающих деструктивное поведение. Стремительность изменений социальной жизни снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и молодежи негативным воздействиям среды, способствует распространению различных форм отклоняющегося поведения.
Повышение частоты их проявления внутри образовательной среды, появление интернет-технологий как новой реальности, где снижен уровень социального контроля, – все это требует поиска новых психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения обучающихся. Таким образом, существенным и всё более актуальным признаком качественной образовательной среды является её психологическая безопасность.
Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где одним из существенных условий выступает обеспечение психологической безопасности детей и подростков.